
Расчёт рамы.
Строго говоря, рама автомобиля представляет собой сложную систему, так как часть нагрузки приложена не в продольных плоскостях, проходящих через точки опор. Однако, учитывая относительно небольшие нагрузки и расстояния между точками приложения сил и опорой, раму рассчитывают как обычную двухопорную балку.
В принятой схеме расчёта, нагрузки считают действующими в вертикальной плоскости. В систему сил включаются:
- вес двигателя;
- топливного бака с топливом;
- груза в багажнике;
- пяти пассажиров (если автомобиль двухместный то двух);
- распределённая нагрузка от веса кузова.
Опорами являются места установки колёс.
Обозначив действующие нагрузки через Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 (рис), распределённую нагрузку — через ql, расстояния до точек приложения нагрузок через l1, l2, l3…,l7, из условия равенства нулю моментов внешних сил определяют реакции в опорах RA и RB.
Для условия ?MA= 0 (где MA – момент сил относительно точки А)
0,5ql12 – P1 (l2 – l1) – P2 (l3 – l1) – P3 (l4 – l1) + RB (l5 – l1) – P4 (l6 – l1) – P5 (l7 – l1) – 0,5q (l7 – l1)2 = 0
Для условия ?MB= 0 (где MB – момент сил относительно точки B)
0,5ql52 – RA (l5 – l1) + P1 (l5 – l2) + P2 (l5 – l3) + P3 (l5 – l4) – P4 (l6 – l5) – P5 (l7 – l5) – 0,5q (l7 – l5)2 = 0
После определения реакций RA и RB в опорах проверяют выполнение условия равенства нулю суммы всех действующих сил в проекции на ось ординат
?Y= P1 + P2 + P3 + P4 + P5 + ql7 – RA – RB= 0
Затем рассчитывают изгибающие моменты в сечениях:
- для первого сечения M1 = -0,5ql12;
- для второго сечения M2 = -0,5ql22 + RA (l2 – l1);
- для третьего сечения M3 = -0,5ql32 + RA (l3 – l1) – P1 (l3 – l2);
- для четвёртого сечения M4 = -0,5ql42 + RA (l4 – l1) – P1 (l4 – l2) – P2 (l4 – l3);
- для пятого сечения M5 = -0,5ql52 + RA (l5 – l1) P1 (l5 – l2) – P2 (l5 – l3) – P3 (l5 – l4);
- для шестого сечения M6 = -0,5q (l7 – L0)2 – P5 (l7 – l6);
- для седьмого сечения M7 = 0.
где силы – в Н, длинна отрезков – в см.
По вычисленным значениям изгибающих моментов строят эпюру.
Затем проводят анализ этой эпюры для определения максимального изгибающего момента MMAX, для чего вводят текущую координату Х, считая, что в начале рамы Х = 0.
Определив максимальный изгибающий момент и задаваясь допускаемым напряжением (в Па), определяют необходимый момент сопротивления профиля лонжеронов с учетом того, что в работе участвуют два лонжерона и допущения, что на каждый из них действует одинаковая нагрузка:
WX—X = MMAX/[?],
где WX—X – момент сопротивления профиля лонжерона, [?] – допускаемое напряжение при растяжении, Па.
По справочным данным выбирают необходимое сечение. В случаях, когда используется уже имеющийся профиль, проверяют его на прочность из условия, что:
? = MMAX/WX—X ?[?].
Если напряжение в точке максимального изгибающего момента превышает допустимое значение, то обычно усиливают лонжероны, применяя накладки, и повторно рассчитывают момент сопротивления этого соединения.
При самостоятельном изготовлении автомобиля обычно применяют еще и каркас для крепления кузова, который также воспринимает нагрузки. В связи с тем, что каркас повышает прочность кузова, его в расчёте не учитывают.
Приведённый расчёт рамы является приблизительным. С учётом коэффициента понижения допускаемых напряжений, равно 1,5. Можно использовать его с уверенностью, что рама будет надёжной в эксплуатации.
Данная статья была подготовлена по материалам книги «Я строю автомобиль» В. Захарченко и И. Туревский изд. «Машиностроение» 1989 г.