Автомобильная рама.

Рама несет на себе большую часть постоянных и переменных нагрузок, на неё устанавливаются все узлы и агрегаты автомобиля. Расчет рамы дело ответственное, к которому нужно отнестись с особым вниманием.

Рама автомобиля должна работать без остаточных деформаций на изгиб и кручение, иметь необходимые жесткость и прочность, чтобы не допустить поломки её при движении автомобиля по неровной поверхности. Устройство рамы должно обеспечивать легкую, удобную и рациональную установку на неё всех узлов и агрегатов автомобиля, при этом необходимо выполнять условие низкого расположения центра тяжести автомобиля, достаточных хода подвесок и углов поворота ведущих колёс.

Основные виды автомобильных рам.

Виды автомобильных рам.

Лонжеронная рама состоит из двух почти параллельных лонжеронов, которые соединяются между собой поперечинами. В местах крепления переднего моста и сзади над осью устанавливаются усилители с учетом максимального крутящего момента, действующего на раму. Обычно лонжероны изготавливают из труб или профиля прямоугольного сечения. Для уменьшения высоты пола в необходимых местах уменьшают высоту лонжеронов и поперечин за счёт увеличения поперечного сечения, выдерживая требуемый момент сопротивления.

Лонжеронная периферийная рама применяется для уменьшения клиренса. В средней части она несколько расширена и лонжероны располагаются рядом с порогами, а по концам рама сужена для размещения колёс и возможности поворота ведущих колёс. При такой конструкции рамы высота туннеля для карданного вала получается минимальной, а ширина порогов немного больше.

Хребтовая рама представляет собой большого диаметра балку, чаще трубчатого сечения к которой приварены вилки спереди и сзади для размещения на них двигателя и мостов. Концы вилок обычно имеют несколько поперечин.

Точки крепления кузова выбирают там, где поперечная жесткость кузова наибольшая и где усилия, действующие в кузове, могут быть переданы на раму.

Для снижения уровня шума от шасси, проникающего в салон автомобиля, в местах соединения кузова и рамы размещают амортизирующие подушки. При слишком жестком соединении, когда увлекаются использованием большого количества крепежных деталей, в салон передаются все звуки от двигателя и дорожного покрытия и тем самым снижается комфортабельность автомобиля. При слишком слабом креплении возможно появление вибрации, писков и скрипов.

При креплении кузова изготовленного из стеклопластика к раме, в местах соединений болт гайка, необходимо устанавливать шайбу толщиной 3 — 5 мм, так как коэффициент линейного расширения у стали и стеклопластика разный.

Раму автомобиля обычно сваривают. В местах сварки происходит науглероживание металла и снижение прочности рамы, поэтому там, где привариваются элементы конструкции рамы (лонжерон, поперечина), приваривают косынки. Косынки так же используются для крепления кузова или каркаса автомобиля.

Данная статья была подготовлена по материалам книги «Я строю автомобиль» В. Захарченко и И. Туревский изд. «Машиностроение» 1989 г.

Понравилась статья? Сделай закладку.

takdelayut.ru

Интернет издание.