Тюнинг фар и обвеса из стеклопластика
Наивный автолюбитель, рискнувший самостоятельно поставить обвес, при первой же примерке понимает, что пластмассовые детали, купленные на авторынке, в магазине или салоне, это всего лишь полуфабрикат, который необходимо доделывать перед установкой. А если ему захочется что-нибудь изменить: поставить подфарники или врезать воздуховоды?
В таком случае — добро пожаловать к мастеру или придется осваивать приемы работы со стеклопластиком самому.
Тому, кто не боится грязи, резкого химического запаха и хронической чесотки от стеклопыли, стеклопластик может предоставить полную свободу творчества. Отдельные фрагменты стеклопластика можно соединять в целую деталь, “наращивать” новые участки формы, вклеивать крепежные элементы, выравнивать поверхность стеклонаполненной и универсальной полиэфирной шпаклевкой.
Дорабатывать и подгонять детали обвеса я предпочитаю прямо на месте установки. Используя уже имеющиеся точки крепления, проставки и подпорки из пластилина, жестко фиксирую винтами, саморезами и малярным скотчем детали обвеса на кузове.
- Внутренний фланец крыла удобнее делать со стороны снятой двери. В качестве разделительного слоя я часто использую малярный скотч, заклеивая им места контакта с “полиэфиркой” на кузове.
- Затем, “забиваю” щель между крылом и кузовом пластилином и придаю поверхности модели фланца нужную форму. При этом, оставляю на внутренней поверхности крыла кромку 50мм для подклейки стекловолокна. Перед формовкой эту кромку необходимо зачистить наждачной бумагой!
- Наформовываю на пластилин 3 слоя стекломата 600 с заходом на зачищенную кромку крыла и обрезаю лишний, торчащий из-под кромки крыла пластик. Иногда, в не очень ответственных местах, я пользуюсь приемом обрезки ножом не полностью затвердевшего стеклопластика— “по-сырому”. Правда, нужно точно поймать этот короткий промежуток времени, когда он еще режется, но уже не выкрашивается.
- На снятом крыле очищаем фланец от пластилина и выравниваем края. Для монтажа быстросъемных деталей, в местах, где на лицевой поверхности нельзя применить видимый крепеж, мне часто приходится доклеивать скрытые упоры из стеклопластика на внутренней поверхности детали. Например, к верхней, видимой части плафона фары я подклеиваю изнутри упор-“язычок”, а с нижней, невидимой стороны, фиксирую плафон винтом.
- На верхней стороне крыла, под плафоном, я вырезаю отверстие для захода “язычка”.
- На внутренней поверхности крыла края отверстия необходимо замаскировать малярным скотчем, а место подклейки “язычка” на плафоне фары зачистить наждачной бумагой.
- Подготовленный к формовке плафон я закрепил на “родном” месте в крыле саморезом и зафиксировал в нужном положении скотчем. К поверхности плафона, видимой в отверстии крыла, приформовываю 3 узкие полоски стекломата 600 с напуском 30мм на заднюю сторону крыла.
- Плафон фары, с отвердевшей подклейкой, снимается со сдвигом вперед. Новому куску стеклопластика придается форма “язычка”. Установку новой оптики я выделяю для себя в отдельную задачу по внешнему тюнингу автомобиля. Потому, что в отличие от остальных деталей обвеса, выполняющих в основном декоративную функцию, световые приборы должны соответствовать определенным нормам и требованиям, а тюнинговый корпус для оптики должен иметь внутреннюю конструкцию, для регулировки. Изготовление посадочного места и самого корпуса требует от мастера особой аккуратности и точности.
- Еще на этапе формования крыла, я закладывал в матрице площадку для установки фары. Теперь, в этой площадке я вырезал отверстие для цоколя фары, а в получившихся фланцах просверлил отверстия для крепежа.
- Жестяную штамповку регулировочной пластины фары пришлось немного подрезать по контуру до размеров установочной площадки на крыле. Прикрученная болтами к крылу фара сохранила все регулировки и уже после ее подключения можно будет легко выставить правильный свет. Творческие метания или неопределенность в выборе конструктивных компонентов часто приводят к доделке или переделке отдельных элементов формы даже на готовом кузове. Но, стеклопластик допускает такую “подклячку” новых фрагментов, хотя это может проявиться неровностями на лицевой поверхности после неправильной подготовки к покраске. В моем случае мне приходится “вращивать” гнездо подфарника.
- Сначала стачиваем “на нет” кромку отверстия на наружной поверхности крыла на расстоянии 30-50 мм от края.
- Перед началом лепки из пластилина новой формы окантовки, я временно маскирую сточенные края отверстия скотчем ( чтобы пластилин не попал на подготовленную к формовке поверхность).
- Приблизительно вылепленная форма, обклеивается снаружи в 4 слоя стекломатом 300 с заходом на сточенные края отверстия.
- После полимеризации, подклейке придается нужная форма при помощи наждачной бумаги и шпаклевки.
- На снятом крыле, изнутри очищаем отвороты отверстия от пластилина, подрезаем и выравниваем кромку.
- Доведенную до удовлетворительного состояния форму отверстия подфарника необходимо как можно точнее повторить на втором крыле. Для этого я склеиваю шаблон из малярного скотча, “привязывая” его к переднему нижнему углу крыла, нижней кромке фары и переднему краю арки колеса.
- Если вся предыдущая работа (начиная с каркаса) сделана точно, то приложенный ко второму крылу шаблон должен вписаться в соответствующие ориентиры и тогда отверстие подфарника будет выглядеть правильно.
Мой шаблон лег точно. В такие моменты, один из моих учителей восклицал: ”Творение ли это рук человеческих?!” Иногда мне кажется, что без помощи свыше здесь не обходится.
Журнал «Тюнинг Автомобилей» №07, 2007 «Горбатый дизайн» часть 4, автор: Михаил Романов.
«Горбатый дизайн» часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.